Какая организация не может быть признана банкротом

Банкротство юридических лиц — признаки и стадии, пошаговая инструкция по процедуре


Бесплатная юридическая консультация:

Конкуренции, стремительно изменяющаяся конъюнктура рынка постоянно проверяет компании на способность держаться на плаву.

Оглавление:

Не все способны это выдержать, поэтому нередко можно услышать про банкротство организации. Как происходит сама процедура и зачем нужно банкротство предприятий – разбираемся со знанием дела.

Что такое банкротство юридического лица

Объявить предприятие банкротом непросто. Необходимо доказать невозможность реструктуризовать или рассчитаться по задолженности и выполнить ряд условий, требования к которым предусматривает Закон о банкротстве юридических лиц. Инициатива может исходить не обязательно со стороны должника, будь то ООО, завод или фирм. К инициированию могут прибегнуть и сами кредиторы, чтобы вернуть вложенные ими деньги.

Невозможность рассчитаться по долгам признается исключительно судом, поэтому не стоит рассчитывать быстро решить проблему – процесс может затянуться. Процедура признания организации несостоятельной способна оздоровить финансовое состояние компании. Банкротство идет предприятию на пользу. Однако некоторые не совсем чистые на руку предприниматели в корыстных целях могут специально обанкротить копанию, но стоит знать, что такое поведение можно понести уголовную ответственность.

Предпосылки

Различают внешние и внутренние предпосылки банкротства предприятия. Связывают их с разными сферами деятельности организации. Так внутренние причины зависят непосредственно от неэффективного управления организацией:


Бесплатная юридическая консультация:

  • непроработанный перспективный план развития;
  • участие в рисковых сделках;
  • смена собственника;
  • отсутствие толкового бизнес-плана;
  • умышленное ухудшение финсостояния компании и пр.
Внешние же факторы, наоборот, не зависят от деятельности предприятия – ухудшение в стране экономической ситуации, смена политических режимов, изменение спроса со стороны населения ввиду сокращения рождаемости, миграции и пр. На эти факторы никак нельзя повлиять, хотя при правильном руководстве всегда можно подстроиться под действующие реалии.

Единый федеральный ресурс сведений о банкротстве (ЕФРСБ) публикует на сайте список проблемных предприятий. Публикация сообщения производится Арбитражным судом. Проверка состоятельности юрлица успешно проводится по базам данных и сайтам органов. В Едином реестре сведений проверяются данные и о кредитных организациях.

Признаки банкротства юридического лица

Наличие перечисленных выше причин помогают рассмотреть и признаки банкротства юридических лиц. Отсутствие возможности у должника рассчитаться по обязательствам денежного плана перед кредиторами и государством в виде обязательных платежей – основной из них. Согласно 127 ФЗ о несостоятельности, начать процесс можно, если за 3 месяца не исполняются принятые компанией обязательства, перечисленные выше.

Основание процедуры банкротства

Запустить механизм несостоятельности не так-то просто. Основания для банкротства юридического лица подтверждаются документально, иначе суд не примет доводы. Нужны веские доводы и причины. Одной из них является невозможность расплатиться по долгам в течение 90 дней с наступления данных обязательств, в качестве другой может выступать наличие просрочек по платежам в размере болеерублей.

Кто может подать на банкротство

Физические, так и юрлица, обращающиеся в Арбитражный суд с просьбой признать компанию банкротом, выступают как инициаторы процесса. Законодательная база не запрещается пользоваться услугами агентств или адвокатских кабинетов, которые за определенную сумму вознаграждения помогут провести эту процедуру. Интернет полон сайтов с подобного рода информацией. У них наработаны пошаговые инструкции и схемы, помогающие провести процедуру в кратчайшие сроки. На этих сайтах можно заказать услуги личного консультанта.

Право на регистрацию искового заявления имеют:


Бесплатная юридическая консультация:

  • руководство компании, которую намерены признать банкротом;
  • кредиторы, которым организация задолжала деньги;
  • государственные орган, одним из основных среди которых является налоговая инспекция.

Подавать заявление в суд в любое время вправе только кредиторы, тогда как руководитель организации-банкрота имеет право обратиться в судебные инстанции лишь по истечении 30 суток с момента, как выяснились обстоятельства, ставшие предпосылкой для несостоятельности юрлица. Важно знать, что у кредиторов обращение в суд – непосредственное право, официального же руководства предприятия осуществление подачи заявления является еще и обязанностью.

Стадии

Процедура несостоятельности – весьма трудоемкий процесс, охватывающий несколько этапов. Законом предусмотрены следующие стадии банкротства:

  1. наблюдение;
  2. назначение арбитражного управляющего;
  3. оздоровление.
  4. внешнее управление.
  5. проведение инвентаризации, конкурсное производство.
  6. заключение мирового соглашения.

Заявление о банкротстве юридического лица

В Арбитражный суд на самом первоначальном этапе процедуры несостоятельности подается исковое заявление, причем форма документа будет отличаться в зависимости от того, кто выступает истцом по данному делу. Поскольку заявление — юридически значимый документ, то содержаться в нем должны достоверные данные, важные для судебного процесса. Для грамотного составления рекомендуется привлекать профессиональных юристов, поскольку некорректно составленный документ может быть отклонен для рассмотрения.

Процедура наблюдения

После подачи искового заявления суд назначает введение процедуры наблюдения, которая по времени длится 7 месяцев. Основная цель, преследуемая на данном этапе, – сохранение имущества компании, поскольку таким способом можно определить финсостояние предприятия. В некоторых случаях могут рассматривать как отдельную, а иногда ее включают в состав наблюдения, процедуру назначения временного управляющего.

Делается это, чтобы получить максимально объективную и независимую оценку состояния организации или фирмы, проверить, возможно ли восстановить платежеспособность и выплатить всю задолженность, не прибегая к радикальным мерам. Назначенный управляющий контролируется Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению России.


Бесплатная юридическая консультация:

Во время наблюдения составляется реестр требования кредиторов, при том каждое из них суд рассматривает и выносит решение индивидуально. Назначается первое собрание кредиторов банкротящегося предприятия. Оно выбирает оптимальный путь, по которому будет проходить процедура. На этапе наблюдения решается вопрос возможности заключения мирового соглашения.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Предприятие продолжает функционировать, причем руководство ее не претерпевает изменений, но есть определенные ограничения по совершению сделок. Запрещено проводить реорганизацию компании. Финансовая санация предприятий длится не более 2 лет и на этом этапе разрабатывается программа погашения существующей задолженности. Если на протяжении отведенного времени требования кредиторов не были удовлетворены, то суд назначает внешнего управляющего.

Введение внешнего управления

Главная отличительная черта процесса – отстранение от должности руководства компании во главе с генеральным директором. На смену им приходит сторонний управляющий, деятельность которого длится до полутора лет, причем по решению арбитража она может пролонгироваться еще на 6 месяцев. Порядок введения внешнего управления оговорен федеральным законом.

Вводится мораторий на выплату долгов кредиторам, благодаря чему у организации существует возможность восстановить собственные финансовые силы. Составляется план, согласно которому гасятся приобретенные долги. Это может быть реализация материально-технических ценностей, перепрофилирование деятельности, закрытие неликвидных производств и пр.

Конкурсное производство­

Если же и до этого времени не удалось рассчитаться по долгам, то вводится последняя, заключающая процедура конкурсного производства. Предприятие объявляется несостоятельным, а все его имущество распродается на специальных торговых площадках с целью удовлетворения требований кредиторов. Процесс длится полгода и реализуется конкурсным управляющим, который должен проверить и инвентаризовать все имущество компании с целью его оценки и распределения вырученных средств между кредиторами.


Бесплатная юридическая консультация:

Он имеет официальное право запросить в любом банке или госоргане, таких как Росреестр, и посмотреть сведения об имуществе или счетах должника. По завершению всех обязательных мероприятий формируется отчет, по итогам которого суд выносит постановление об окончании конкурсного производства. Предприятие официально ликвидируется, опубликование сведений об этом происходит в Едином реестре сведений о банкротстве.

Сколько длится процедура

Поскольку в процессе может возникать множество дополнительных аспектов, которые будут влиять на ход рассмотрения в суде дела, то невозможно ответить определенно, сколько длится процедура банкротства. Относительно законодательно установленных временных рамок, то суд обязан рассмотреть поступившее исковое заявление максимум за 3 месяца, причем он имеет право отсрочки сроком не более 60 дней.

Какая организация не может быть признана банкротом

Согласно Гражданскому кодексу, суд может признать банкротом любое юрлицо, за исключением следующих:

  • религиозные организации;
  • казенные учреждения и предприятия;
  • политические партии;
  • публично-правовые компании;
  • государственные компании и корпорации, фонды, если другое не предусмотрено прочими положениями.

Последствия­

Хоть целью процедуры несостоятельности и является по возможности не ликвидация, а оздоровление компании, всё же существуют определенные последствия признания банкротом организации. Кредитодатели могут не получить вложенных средств, а учредители компании лишаются своих долей. Руководство же предприятия-банкрота получает все ему причитающиеся выплаты, как и прочие работники согласно трудовому законодательству.

Банкротство не запрещает бывшим руководителям вести новое дело, если только не было наложено какое-либо ограничение судом. На сайтах нетрудно найти и ознакомится с картотеками арбитражных дел, кроме этого в Единый реестр сведений о банкротстве заносится каждый новый банкрот. Здесь имеется возможность проверить любую компанию.


Бесплатная юридическая консультация:

Мировое соглашение в деле о банкротстве

Стороны имеют перспективу заключить мировое соглашение на стадии банкротства. Такая процедура является новшеством для российского законодательства, но позволяет достичь договоренности между сторонами. Плюсом соглашения является возможность ликвидации предприятия без проведения процедуры несостоятельности. Минусом же можно назвать то, что, даже рассчитавшись со всеми компаниями-кредиторами, существует риск стать несостоятельным.

Источник: http://sovets.net/10440-bankrotstvo-yuridicheskih-lic.html

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).


Бесплатная юридическая консультация:

Комментарий к Ст. 65 ГК РФ

1. Участники имущественного оборота, как правило, действуют самостоятельно, на свой риск и отвечают за исполнение своих обязательств принадлежащим им имуществом. Это правило действительно для всех сфер оборота, но особенно для того сегмента, который определяется как предпринимательская деятельность.

Во все времена существования имущественных отношений ряд их участников по разным — объективным и субъективным — причинам периодически и в немалом количестве «выпадают из обоймы». Иными словами, прекращают исполнение обязательств и обязанностей, что немедленно сказывается и на их благосостоянии, и на финансовом положении их кредиторов. После возникновения такого рода ситуации (в экономическом обиходе декларируемой как банкротство) начинается конкуренция между должником и кредиторами, между кредиторами, целями которой является: для должника — сохранение остатков имущества, для кредиторов — получение преимуществ в получении того имущества должника, которое позволяет хотя бы в части покрыть возникшие из-за неплатежей убытки.

Вполне естественное стремление участников оборота к сохранению себя в качестве таковых и к минимизации убытков без надлежащей правовой регламентации влечет хаос, создает реальные предпосылки для коллапса экономических отношений на любом уровне. В целях избежать все это «необходимо установить известный порядок возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Такой порядок будет служить не только интересам кредиторов, но нередко и самого должника. Довольно часто наступает расстройство дел без всякой вины… по стечению несчастных обстоятельств, и этот порядок удовлетворения кредиторов освободит его от тяжести лежавших на нем долгов и даст возможность продолжать деятельность частного хозяйства» .

Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2000. С..

Именно как механизм решения проблем, возникающих при неплатежеспособности участника имущественного оборота, в ходе развития цивилизации создан и функционирует важнейший институт гражданского права — институт банкротства. Основной правовой целью банкротства как института права является упорядочение производства расчетов с кредиторами должника либо путем принудительной распродажи имущества, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность (опять же для удовлетворения требования кредиторов).

Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Акцент в нормативной формулировке понятия банкротства, сделанный на удостоверении денежной и в целом имущественной несостоятельности только через решение суда, связан с тем, что институт банкротства — это комплексный правовой институт. Ядром этого института является принципиальная возможность публичного (не путем распространения соответствующей информации или слухов), официального, исходящего от имени государства признания лица банкротом, предоставляемая нормами гражданского права, в частности комментируемой статьей, оболочкой же этого ядра, определяющей порядок признания банкротом, являются нормы процессуального права.

Помимо введения в правовую реальность права на признание лица банкротом п. 1 комментируемой статьи посвящен в том числе конкурсноспособности юридических лиц, т.е. способности быть признанным банкротом .

Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 51.

Основными участниками экономического (в широком смысле) оборота являются субъекты гражданско-правовых отношений: физические и юридические лица. Последние в большей степени, особенно те, кто занимается предпринимательской деятельностью, подвержены риску несостоятельности.

Вместе с тем особенности правовой формы юридических лиц, определяемой прежде всего целью их создания и функционирования, а также вещно-правовым отношением к находящемуся в их владении имуществу, предполагают и различное «отношение» таких лиц к институту банкротства. Иначе говоря, все юридические лица могут быть градированы и по такому признаку, как конкурсноспособность: от обладателей абсолютной способности быть признанным банкротом относительно конкурсноспособных и не обладающих такой способностью.

К обладающим абсолютной конкурсноспособностью — возможностью быть признанными банкротами по решению суда при наличии признаков несостоятельности — относятся все юридические лица — коммерческие организации, за исключением казенных.


Бесплатная юридическая консультация:

Указанное свойство коммерческих организаций объяснимо — в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации создаются исключительно для извлечения прибыли, т.е. для осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, деятельность, осуществляемая самостоятельно, в качестве потенциальных последствий влечет не только увеличение благосостояния, но и риск неисполнения обязательств и, как крайний вариант, несостоятельность.

Помимо коммерческих организаций абсолютной конкурсноспособностью обладают и ряд некоммерческих организаций, как-то: потребительский кооператив, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественные организации (кроме политических партий). Все указанные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью (см., например, ст. 116 ГК РФ, ст. ст. 8, 10 Закона о некоммерческих организациях), соответственно, они могут быть признаны банкротами в случае неисполнения своих обязательств или обязанностей.

Относительной конкурсноспособностью обладают два вида некоммерческих организаций: государственная корпорация и фонды. Относительность способности указанных юридических лиц быть признанными банкротами выражается в том, что они приобретают это свойство не в силу общего закона (ГК РФ, законов о банкротстве), а на основании специальных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций и фондов.

Связано это обстоятельство прежде всего с тем, что оба указанных вида юридических лиц создаются, как правило, для осуществления общественно полезных (публичных) функций — управления, социальных, культурных и т.п. (см. ст. ст. 7, 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

При этом комментируемая норма определяет два подхода к конкурсноспособности государственных корпораций и фондов.


Бесплатная юридическая консультация:

Первый подход касается государственных корпораций; заключается он в том, что закон презюмирует конкурсноспособность корпораций, но при условии, что об этом прямо указано в законе, предусматривающем ее создание. Ни один из действующих законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций, не допускает такой возможности, мало того — запрещает признавать корпорации банкротами (см., например, ст. 19 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития», ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (несмотря на название, этот фонд является государственной корпорацией), ст. 2 Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).

Второй подход имеет запрещающий характер — фонды не могут быть признаны банкротами, если это не установлено законами, предусматривающими создание и деятельность таких фондов. В качестве примера фондов, обладающих конкурсноспособностью, можно привести негосударственные пенсионные фонды, в соответствии с п. 17 ст. 7.2 и п. 13 ст. 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» они могут быть признаны банкротами .

Правда, следует признать некоторую «несостыковку» положений данного Закона с положениями комментируемой статьи ГК РФ: все-таки п. 1 ст. 65 Кодекса установлен принцип ограничения конкурсноспособности фондов в индивидуальном порядке, т.е. специальным законом, предусматривающим создание конкретного фонда.

Причины двух различных подходов к ограничению конкурсноспособности государственных корпораций и фондов законодатель не объяснил, можно лишь предположить, что к фондам у него в этом смысле более «лояльное» отношение.

И наконец, причины, по которым часть юридических лиц принципиально не могут быть признаны банкротами. К этой категории — абсолютно неконкурсноспособных — относятся: казенное предприятие, учреждение любого вида, политическая партия и религиозная организация.


Бесплатная юридическая консультация:

Условно все четыре вида неконкурсноспособных юридических лиц можно подразделить на две группы по основаниям лишения законодателем их этого свойства.

Первую группу составляют казенные предприятия и учреждения. Объединяет эти два достаточно разноплановых вида юридических лиц отношение к принадлежащему им имуществу и механизм их гражданско-правовой ответственности. Оба юридических лица владеют имуществом на праве оперативного управления и отвечают по своим обязательствам исключительно денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества такого юридического лица (соответственно ст. ст. 115 и 120 ГК). Это — правовая причина лишения их возможности быть признанными банкротами. Фактической причиной является то, что они, особенно учреждения, создаются для выполнения особых функций, например по управлению Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, и признание их банкротами как обычных участников имущественного оборота может привести к невосполнимым не только экономическим, но и социальным и политическим последствиям.

Ко второй группе относятся религиозные организации и политические партии. Религиозные организации создаются в целях удовлетворения духовных потребностей граждан, законодательное дозволение возможности их банкротства даже при наличии у них признаков несостоятельности (поскольку такие организации участвуют и в имущественном обороте) может привести к необратимым социально-культурным последствиям, а их имущество, имеющее в основном культовый характер, фактически необоротоспособно (сложно представить потенциальную возможность приобретения кем-либо с торгов культового сооружения с целью организации в нем богослужения по правилам другой религии, а приобретение такого здания с целью изменения его предназначения — такие факты неоднократно имели место в российской истории — можно охарактеризовать как достаточно аморальное явление).

Политическая партия как вид общественной организации выделена комментируемой статьей не случайно : одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Закона о политических партиях). Соответственно, возможность признания партии банкротом, как и в предыдущем случае, может повлечь также необратимые, но в данном случае в основном политические, последствия.

Заметим, что запрет на банкротство касается только политических партий, остальные общественные организации конкурсноспособны.


Бесплатная юридическая консультация:

Второй абзац комментируемой статьи провозглашает, по существу, правовой принцип: ведь помимо упорядочивания процесса производства расчетов с кредиторами банкротство как институт гражданского права служит и другой цели — выведение из имущественного оборота несостоятельного участника. Для граждан процесс выведения заключается в освобождении их от долгов после производства расчетов с кредиторами за счет реализации их имущества . Единственным способом выведения из имущественного оборота юридических лиц при наличии у них признаков несостоятельности и невозможности осуществления расчетов со всеми кредиторами является их ликвидация путем признания банкротами. Даже возможность прекращения производства по делу о банкротстве в связи с производством юридическим лицом — должником, признанным арбитражным судом банкротом, предусмотренная ст. 125 Закона о банкротстве, подтверждает этот принцип: не ликвидируется то лицо, признанное банкротом, которое восстановило свою платежеспособность (рассчиталось с кредиторами). Иными словами, юридическое лицо, признанное банкротом, во всех случаях должно быть ликвидировано, если не успеет до ликвидации освободиться от статуса несостоятельного.

Иными словами, после признания банкротами граждане свою «жизнь» участников имущественного оборота могут начать «с чистого листа».

2. Как указывалось выше, банкротство является комплексным правовым институтом: гражданское право, устанавливая право юридического лица на банкротство, подчеркивает единственный способ реализации такого права — судебный. Соответственно, сам механизм банкротства имеет по большей части процедурный (процессуальный) характер.

Именно процессуальными законами (или имеющими значительную процессуальную составляющую) регулируются признаки банкротства (основание признания должника банкротом), порядок введения и проведения процедур банкротства, в том числе ликвидационных, очередность удовлетворения требований кредиторов. К таким законам относится прежде всего Закон о банкротстве .

Хотя ГК РФ говорит о Законе о банкротстве в единственном числе, систему законов, регулирующих банкротство, составляют также специальные законы: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ, определяющий правила проведения арбитражным судом судебного процесса по делу о банкротстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Основанием признания юридического лица банкротом является наличие у него признаков банкротства, установленное при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве. Признаками банкротства в соответствии со ст. 3 названного Федерального закона являются в совокупности: неисполнение должником денежного обязательства и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом закон устанавливает, что при принятии и рассмотрении арбитражным судом заявления учитываются только те обязательства и обязанности, сумма требований по которым в части основного долга составляет не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 6 Закона).

Порядок ликвидации юридического лица — банкрота представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Ликвидация юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, производится в следующем поэтапном порядке:

1) возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве на основании поступившего в суд заявления самого должника, конкурсного кредитора (кредитора по гражданско-правовому, имеющему денежный характер обязательству), уполномоченного органа (лица, управомоченного Российской Федерацией собирать обязательные платежи — налоги и сборы; уполномоченным органом в деле о банкротстве является Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в субъектах и муниципальных образованиях);

2) введение арбитражным судом в отношении должника процедуры наблюдения. В ходе осуществления данной процедуры идет подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству путем проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Также одной из задач наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника. Выполнение задач наблюдения возлагается помимо арбитражного суда на временного управляющего, назначаемого судом;

3) проведение судебного разбирательства и принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом;


Бесплатная юридическая консультация:

4) открытие синхронно с принятием решения о признании должника банкротом процедуры конкурсного производства в отношении должника.

Конкурсное производство является основной ликвидационной процедурой при банкротстве. Иными словами, ликвидация юридического лица, признанного банкротом, производится не в том порядке, который установлен ст. ст.ГК РФ, а путем осуществления конкурсного производства.

Основными задачами конкурсного производства, осуществляемого конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом, под контролем суда и кредиторов, являются:

— выявление всех кредиторов должника, т.е. имеющих и денежные, и неденежные требования к должнику, и установление очередности удовлетворения их требований;

— формирование конкурсной массы — сосредоточение во владении должника (реально — конкурсного управляющего) имущества, принадлежащего юридическому лицу, признанному банкротом;

— реализация, как правило путем продажи конкурсной массы;


Бесплатная юридическая консультация:

— производство расчетов с кредиторами на справедливой и соразмерной основе;

5) исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица — банкрота принципиально отличается от той очередности, которая установлена ст. 64 ГК РФ.

Так, достаточно большую часть кредиторов банкрота составляют кредиторы по так называемым текущим платежам (обязательствам и обязанностям, возникшим после обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом). Кроме того, в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим на осуществление этой процедуры расходуются достаточно значительные денежные средства. Все указанные платежи возмещаются за счет имущества должника вне очереди .

Нередко все денежные средства, вырученные от реализации конкурсной массы, расходуются только на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.


Бесплатная юридическая консультация:

При ликвидации юридического лица в общем порядке удовлетворение требований государства по обязательным платежам производится в преимущественном перед требованиями кредиторов по гражданско-правовым обязательствам порядке — в третьей очереди, при банкротстве закон обе эти категории лиц, которым банкрот должен, уравнивает — они включаются в третью (последнюю) очередь, не имея никаких преимуществ друг перед другом .

Фактически — предпоследнюю, последней является очередь кредиторов, «опоздавших» своевременно заявить свои требования и включенных в очередь, называемую очередью «за реестром».

© 2016—2017 Гражданский кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям ГК РФ.

Источник: http://stgkrf.ru/65

Какая организация не может быть признана банкротом

Банкротство должников является неотъемлемой частью имущественного оборота. В результате банкротства юридических лиц происходит перераспределение собственности, имущество переходит из одних рук в другие. Более удачливые и предприимчивые предприниматели» более сильные организации, способные воспользоваться вновь приобретенным имуществом наиболее оптимальным способом, получают в свое распоряжение средства, которыми не смогли воспользоваться эффективным образом другие участники рынка. Новые собственники получают посредством банкротства юридических лиц возможность пустить освободившие активы в новое производство, либо на основе полученного модернизировать уже имеющееся производство, не говоря о том» что в результате смены собственника могут происходить кардинальные изменения, способствующие повороту в направлении деятельности юридических лиц, ставших банкротами, что может привести в конечном счете к оживлению производства.


Бесплатная юридическая консультация:

Банкротство — это не зло. Освобожденные средства, полученные в результате банкротства одного юридического лица никуда не исчезают. Они лишь видоизменяются и приобретают качественно новые формы. Именно с этой точки зрения банкротство является непременным атрибутом любой рыночной экономики. Банкротство — это иногда благо, так как оно высвобождает «застывшие» средства и дает им качественно новое выражение в руках более предприимчивых участников рыночной сферы хозяйства. Само существование возможности попасть в процесс банкротства заставляют юридические лица более правильно расходовать свои средства, модернизировать производство, искать новые сферы рынка, повышать качество продукции. Именно действуя на рынке таким образом юридическое лицо может быть уверено, что его продукция или услуги всегда будут пользоваться спросом, а, следовательно, такому лицу менее всего вероятно будет грозить возможность банкротства. Само существование института несостоятельности стимулирует участников рыжа к добросовестным действиям, в результате чего любой знает, что если он не будет производить вовремя и правильно расчеты со своими контрагентами, то он может попасть в процедуру банкротства Возможность потери бизнеса заставляет любого участника рыночной экономики вести свои дела добросовестно и эффективно.

Банкротство позволяет закрывать нерентабельные и устаревшие производства, способствуя продвижению на рынке более рентабельным и модернизированным предприятиям.

Таким образом, процесс банкротства как правило способствует перераспределению имущества между юридическими лицами и нормальному функционированию экономики.

Однако у любого правила есть свои исключения. Существуют и такие организации, признание которых банкротами может негативно сказаться на экономике страны, ее безопасности или затронуть негативным образом иные существенные стороны жизни государства и его населения. Таковыми являются, в частности, многие государственные унитарные предприятия. Для таких юридических лиц должны существовать определенные ограничения в области распространения на них норм законодательства о банкротстве.

В связи с этим п.2 ст.1 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда».


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, казенные предприятия в соответствии с Законом о банкротстве освобождены от распространения на них норм о банкротстве (аналогичное положение содержится и в п.1 ст.65 ГК РФ).

Вместе с тем, полагаю нужным отметить, что далеко не все казенные предприятия, видимо, имеют важное экономическое, оборонное или социальное значение. Но в силу закона такие организации не могут быть, также как и все другие казенные предприятия, признаны банкротами. Представляется, что в данном случае законодательство должно предусмотреть возможность (при определенных условиях) вовлечения указанных унитарных предприятий в процесс банкротства, так как с точки зрения смысла установления данного запрета они не должны подпадать под льготную группу юридических лиц, освобождаемых от банкротства.

Многие цивилисты, в частности Ю. Свит Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. и М.В. Телюкина в комментарии к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» утверждают, что исключение казенных предприятий из числа лиц, на которые должны распространяться нормы о банкротстве объяснимо тем, что «ответственность по долгам казенного предприятия в соответствии с п.5 ст.115 ГК РФ несет Российская Федерация». Телюкина МБ. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998.С. 4. Далее Ю. Свит в своей работе развивает эту мысль, утверждая, что «. требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличии в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность». Свит 10. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. На основании этого Свит пишет, что казенное предприятие «не может быть признано банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который песет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК)..». Свит Ю. Указ. соч. С. 20.

Данный вывод вызывает определенные сомнения. Принимая во внимание, что казенное предприятие несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, лишь при недостаточности которого собственник привлекается к субсидиарной ответственности (п.5 ст. 115 ГК), применение к ним некоторых процедур банкротства (внешнее управление, мировое соглашение) было бы весьма целесообразным, поскольку данное обстоятельство позволило бы сохранять активы неплатежеспособных казенных предприятий.

Как видно из приведенных текстов статей, закон распространил действие норм законодательства о банкротстве на некоторые виды некоммерческих организаций, исключив другие некоммерческие организации из сферы своего регулирования.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, в силу ст.50 ГК РФ не могут быть признаны банкротами следующие юридические лица, которые, если следовать смыслу закона, делятся на два типа.

Первый тип — это коммерческие организации, действующие в организационно правовой форме казенного предприятия.

Второй тип — некоммерческие организации, подразделяющиеся на:

· организации, созданные в форме общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений;

· организации, созданные в иных формах.


Бесплатная юридическая консультация:

«Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующе изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Ю. Свит. Там же.

В связи с этим выходят на поверхность некоторые несоответствия законодательства в сфере регулирования банкротства некоммерческих организаций. Кроме этого, целесообразность некоторых существующих ограничений в области возможности признания должников банкротами также может быть поставлена под сомнение,

Исходя из изложенного, стоит поставить следующие вопросы:

· насколько оправдано ограничение действия норм о банкротстве для иных некоммерческих организаций, на умазанных в законе как подпадающих под такое регулирование;

· насколько правильно не распространять действие данных норм на все казенные предприятия независимо от их значимости и вида деятельности. Указанные проблемы будут исследованы в отдельных параграфах главы 4 данной диссертации.

Закон о банкротстве подходит к сфере регулирования вопросов банкротства юридических лиц последовательно и системно, им выработаны общие положения о банкротстве должников.

Вместе с тем, Закон сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общий смысл восстановительных процедур и их предназначения, не говоря уже о социальных и иных аспектах деятельности общества и государства.

«Специфика положения или деятельности некоторых юридических лиц диктует необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и ликвидации в результате признания несостоятельности. Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности (что ярко проявилось за 5 лет действия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который предъявлял ко всем должникам одинаковые требования)». Телюкина М.В. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998. С. 232.

Именно поэтому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» включает в себя главу VIII «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц», где предусмотрены отдельные положения, касающиеся особенного регулирования вопросов банкротства тех категорий должников, для которых такое регулирование необходимо.

В соответствии с этим Законом о банкротстве выделены следующие категории должников — юридических лиц, для которых предусмотрены особенности регулирования процессов их несостоятельности:

· профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Кроме того, специальным законом была выделена еще одна категория должников, к которым применяются особенности регулирования процессов их банкротства, а именно: организации, являющиеся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса. Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов топливно-энергетического комплекса» от 24.06.99 г., №122 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26.

Вдобавок к сказанному отмечу, что регулирование банкротства кредитных организаций осуществляется дополнительно специальным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 г.

«Цели выделения указанных категорий не всегда совпадают. В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица — должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других — защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики». Брагинский М.И. Комментарий к Закону о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика. № 4. 1998. С. 15.

Таким образом, юридические лица, в отношении которых действуют специальные правила о банкротстве, учитывающие их особенности, как предлагает В.В. Витрянский, условно можно разделить на две группы:

· должники, к которым применяются специальные нормы, содержащиеся непосредственно в Законе о банкротстве;

· должники, особый режим банкротства которых регулируется отдельными федеральными законами. Витрянский В.В. Особенности банкротства отдельных категорий должников. Российско-британский семинар судей по вопросам банкротства // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3. С. 116.

С теоретической точки зрения, по моему мнению, такое деление не обязательно, так как основывается на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам, а не на теоретических предпосылках, позволяющих классифицировать их в зависимости от отношений, которые они регулируют.

Тем не менее, придерживаясь данной классификации, представляется, на мой взгляд, не лишенным смысла выделить в качестве самостоятельной еще одну группу должников:

— должники, особый режим банкротства которых регулируется как специальными нормами, содержащимися непосредственно в Законе о несостоятельности (банкротстве) так и отдельными федеральными законами.

К этой группе относятся кредитные организации, банкротство которых регулируется как Законом о банкротстве, так и Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Еще раз хочу подчеркнуть, что данная классификация строится (как уже было сказано ранее) не на теоретических предпосылках, когда классификация строится в зависимости от особенностей регулируемых отношений, а на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам. Как известно, в отличие от правовых отношений, которые являются постоянными, юридические акты имеют непостоянную природу, они могут как приниматься, так и отменяться. В процессе изучения основных проблем банкротства юридических лиц законодателем могут быть приняты новые законодательные акты, регулирующие банкротство отдельных категорий юридических лиц, что приведет к их отнесению к той или иной группе должников, указанных в приведенной классификации. Кроме того, в диссертации вносятся предложения о необходимости принятия некоторых правовых актов, позволяющих расширил» круг должников, к которым должны применяться особенности правового регулирования их банкротства.

Нельзя не отметить, что новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. подошел к вопросу об учете особенностей регулирования банкротства отдельных категорий юридических лиц — должников более ответственно, чем ранее действовавший Закон 1992 г.: он выделил отдельные категории юридических лиц, в отношении которых необходимо специальное регулирование несостоятельности и выработал особенности банкротства каждой из них. В этом проявилось одно из лучших достижений данного Закона.

Что касается отдельных категорий должников, «удостоившихся» специального регулирования, то их круг сводится к следующим организациям.

Понятие градообразующей организации дано в п.1 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: в качестве такой организации признается юридическое лиц, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. В соответствии с п.2 этой статьи, правила, применяемые к таким организациям применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки, Для таких организаций закон предусмотрел специальные правила регулирования их банкротства из-за отличительных особенностей их деятельности, предполагающих в основном сезонный характер их деятельности или зависящий от природных факторов. Этой категории должников также будет уделено внимание во второй главе.

Закон о банкротстве выделил в отдельную категорию страховые организации, являющиеся должниками, что связано с некоторыми особенностями их деятельности. Банкротство таких организаций еще не исследовано в широком аспекте, поэтому данная категория должников станет отдельным исследованием в данной диссертации.

Регулирование банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется с помощью норм, установленных в Законе о банкротстве. Законодатель выделил данную категорию должников благодаря некоторым особенностям их функционирования на рынке ценных бумаг. Особенности данного регулирования в основном касаются условий правовой регламентации движения ценных бумаг в случае банкротства данного юридического лица, отсюда вытекают особенности наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства во время банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следующей категорией должников, в отношении которых установлены специальные правила банкротства, являются субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых, согласно п.1 ст.1 Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства. Данной категории юридических лиц -должников будет посвящена глава 3 диссертации.

Особенности регулирования несостоятельности кредитных организаций связаны со спецификой их деятельности. В основном эти особенности касаются реабилитационных процедур банкротства, а, вернее, отсутствия возможности их применения. В соответствии с п.1 ст.5 Закона «О несостоятельности (банкротстве кредитных организаций)» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются только процедуры наблюдения и конкурсного производства. Согласно п.2 той же статьи в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Отличительной особенностью регулирования банкротства таких должников также является наличие определенных мер, применяемых для предупреждения банкротства кредитных организаций, которые могут выражаться в следующих формах: финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией: реорганизация кредитной организации. Законом предусмотрены отдельные основания для осуществления банкротства кредитной организации. Особенности касаются и некоторых процессуальных аспектов рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций.

Выделив категории должников — юридических лиц, к которым законодательство о банкротстве применяется с особенностями регулирования их банкротства, можно задать вопрос: насколько исчерпывающим является список указанных категорий должников?

Представляется, что данный выше перечень юридических лиц должен быть расширен.

Уже после принятия в 1998 г. Закона о банкротстве был принят федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетическою комплекса», затем Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999г., который существенно дополнил положения об особенностях несостоятельности данной категории юридических лиц.

Источник: http://studwood.ru/851714/pravo/krug_yuridicheskih_kotorye_mogut_priznany_bankrotami