Является ли суд юридическим лицом

Выбираем суд правильно


Бесплатная юридическая консультация:

Спор разрешается в суде тогда, когда имеет место спор о праве. Отсутствие спора о праве делает ненужным сам поход в суд.

Например, по общему правилу семейные споры разрешаются в суде (ст. 8 СК РФ).

Оглавление:

Однако ряд вопросов можно разрешить в органах государственной власти или органах опеки и попечительства.

Расторжение брака возможно в органах загса, если:

— у супругов отсутствуют общие несовершеннолетние дети;


Бесплатная юридическая консультация:

— имеется обоюдное согласие на расторжение брака;

— имеется заявление одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:

признан судом безвестно отсутствующим;

признан судом недееспособным;

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (ст. 19 СК РФ).

Некоторые вопросы, связанные с защитой семейных прав, уполномочены решать органы опеки. Например, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (или одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (ст. 77 СК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Отобрание ребенка производится на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Причем органы опеки и попечительства обязаны:

— немедленно уведомить о произведенном действии прокурора;

— обеспечить временное устройство ребенка;

— в течение семи дней после вынесения соответствующего акта об отобрании обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.


Бесплатная юридическая консультация:

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению (ст. 67 СК РФ), а уже в случае неподчинения данному решению — обратиться в суд.

Некоторые вопросы, связанные с защитой семейных прав, может решить нотариус.

Например, брачный договор, равно как и соглашение об изменении или расторжении брачного договора, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст. 41, 43 СК РФ).

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст. 100 СК РФ).

Нотариально удостоверяются также:


Бесплатная юридическая консультация:

— согласие супруга для совершения другим супругом сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке (ст. 35 СК РФ);

— согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК РФ).

Увы, в большинстве случаев согласия достичь не удается и приходится переносить семейные разногласия в суд.

Возьмем другую, не менее распространенную категорию споров — споры трудовые.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссией по трудовым спорам, а затем судом или непосредственно рассматриваются в суде без обращения в комиссию.

Согласно ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника:


Бесплатная юридическая консультация:

— о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;

— об изменении даты и формулировки причины увольнения;

— о переводе на другую работу;

— об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

— о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.


Бесплатная юридическая консультация:

Непосредственно в судах рассматриваются иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

— об отказе в приеме на работу;

— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

— лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Бесплатная юридическая консультация:

Иные трудовые споры, например споры об оплате сверхурочных работ, выплате премий, по общему правилу вначале рассматриваются комиссией по трудовым спорам, а уже потом в суде. В то же время работник не лишен права обратиться сразу в суд, минуя комиссию. Лишение его такого права означало бы нарушение конституционного права граждан на судебную защиту.

Коллективные трудовые споры могут разрешать примирительные комиссии, посредники, трудовые арбитражи и, разумеется, суды.

Таким образом, наличие спора о праве — необходимая предпосылка для того, чтобы спор рассматривался судом.

Суды также рассматривают дела бесспорного характера, так называемые дела особого производства, это категория дел, для которой предусмотрены особые правила.

Бесспорные факты может подтвердить нотариус (например, удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества). Также нотариус может удостоверить соглашение об уплате алиментов, которое имеет силу исполнительного листа (п. 2 ст. 100 СК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Как определить, в какой именно суд следует обращаться? Это зависит прежде всего от характера спора. Связан ли он с предпринимательской деятельностью или нет?

Суды общей юрисдикции не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).

Считается, что спор носит экономический характер, если он возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Если в споре участвует гражданин, то устанавливается:

— обладает ли он статусом предпринимателя без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации;


Бесплатная юридическая консультация:

— связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью (это выявляется путем выяснения цели, которую преследовал гражданин).

Если спор связан с хозяйственной деятельностью гражданина, зарегистрированного в качестве предпринимателя без образования юридического лица, то дело рассматривает арбитражный суд. Если же гражданин-предприниматель желает просто расторгнуть брак, то в арбитраже ему делать нечего.

Если спор не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК РФ), то он будет подведомствен суду общей юрисдикции.

Наличие или отсутствие договора между сторонами может повлиять на подведомственность спора, если в нем оговорена возможность обращения в третейский суд.

Если речь идет об оспаривании правового акта, то подведомственность этого дела зависит от следующих обстоятельств:

— какой орган принял оспариваемый акт;


Бесплатная юридическая консультация:

— каков характер этого акта — нормативный или ненормативный;

— кому адресован этот акт.

Например, Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов самого высокого уровня (федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик и т.д. (ст. 125 Конституции РФ)).

Арбитражные суды рассматривают дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда;


Бесплатная юридическая консультация:

— об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Ранее суды общей юрисдикции рассматривали дела об оспаривании нормативных правовых актов довольно высокого уровня, в том числе конституций и уставов субъектов РФ. В 2003 году Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, наделявший суды общей юрисдикции правом разрешать подобные дела (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан").

В настоящее время дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций рассматривают верховные суды — республик, краев, областей, городов федерального значения, а также суд автономной области и суд автономного округа.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием: граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из: гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер (изъятия могут быть установлены федеральным законом).

Суды общей юрисдикции также рассматривают и разрешают:


Бесплатная юридическая консультация:

— дела, разрешаемые в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК РФ);

— дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ);

— дела особого производства (ст. 262 ГПК РФ);

— дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

— дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.


Бесплатная юридическая консультация:

К мировому судье следует обращаться со следующими делами (ч. 1 ст. 23 ГПК РФ):

— о выдаче судебного приказа;

— о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;

— с иными делами, возникающими из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;


Бесплатная юридическая консультация:

— по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;

— об определении порядка пользования имуществом.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

Компетенция районного суда определена по остаточному принципу, т.е. районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов. Кроме того, районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях.

Если мировой судья на данном судебном участке отсутствует, то дела, отнесенные к его компетенции, рассматривает районный суд.


Бесплатная юридическая консультация:

Если в одном и том же заявлении предъявлено несколько требований, связанных между собой, причем одно должно быть рассмотрено мировым судьей, а второе — районным, то все требования рассматриваются в районном суде (ч. 3 ст. 23 ГПК РФ). Если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, то мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд. Если же неподсудность мировому судье нескольких связанных между собой требований была выявлена на стадии возбуждения дела, то мировой судья обязан возвратить исковое заявление (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Правила о распределении дел между мировыми судьями и районными соглашением сторон не изменяются.

Определиться с тем, к какому именно мировому судье или в какой районный суд следует обратиться, помогут правила территориальной подсудности.

По общему правилу иск подается по местожительству ответчика-гражданина или местонахождению ответчика-организации (ст. 28 ГПК РФ). Это правило применяется в том случае, если отсутствуют иные основания, исключения из правил и т.д.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).

Принято считать, что местожительство удостоверяется регистрацией (которую часто по-прежнему называют пропиской). Хотя Конституционный Суд РФ разъяснял, что местожительство гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией. Тем не менее ответчик всегда может сослаться на то, что дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, поскольку он проживает не по месту регистрации, а доказывание обратного — дело трудоемкое.

Местонахождение ответчика-организации, являющегося юридическим лицом, определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Указание на конкретный юридический адрес должно содержаться в учредительных документах юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц, или ЕГРЮЛ (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").


Бесплатная юридическая консультация:

Если ответчиком является государственный орган или орган местного самоуправления, то место его нахождения устанавливается на основании соответствующих правовых актов. Если в актах нет указания на местонахождение органа, то исходят из того, где он фактически находится.

В некоторых случаях закон позволяет истцу выбрать один из нескольких судов, указанных в законе (так называемая альтернативная подсудность).

Если место жительства ответчика неизвестно или ответчик вообще не имеет места жительства в Российской Федерации, то истец может обратиться в суд по месту нахождения имущества ответчика или по его последнему известному ему месту жительства в Российской Федерации.

Если иск предъявляется к организации в связи с деятельностью ее филиала или представительства (например, регионального филиала банка или учебного заведения), то иск может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Требование о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства.


Бесплатная юридическая консультация:

Иск о расторжении брака может быть предъявлен и по месту жительства истца — если с истцом проживают несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным.

Иск о возмещении вреда, причиненного увечьем (иным повреждением здоровья) или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.

Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, о возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

Иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.


Бесплатная юридическая консультация:

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

В любом вышеописанном случае выбор суда остается за истцом.

Заявление об усыновлении или удочерении подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК РФ).

И, напротив, в некоторых случаях иск должен быть рассмотрен в одном-единственном суде. Например, иск о праве на земельный участок, участок недр, здания (жилые и нежилые), строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста разрешаются только в суде по месту нахождения объекта, прочно связанного с землей, или арестованного имущества. Если спорный объект находится на территории нескольких судов, то истец вправе обратиться с иском в любой из этих судов.

Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Причем даже если иск предъявлен к исполнителю завещания, его подсудность определяется местом открытия наследства, а не тем, где проживает исполнитель завещания.

Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по местожительству заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Заявление об ограничении гражданина в дееспособности, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, по месту нахождения этой организации или этого учреждения.

Заявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, об объявлении его полностью дееспособным подается в суд по месту его жительства.

Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

Заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним подается в суд по месту нахождения лица, выдавшего документ, по которому должно быть произведено исполнение.

Заявление представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в которую помещен гражданин.

Заявление врача-психиатра о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина. К заявлению прилагаются мотивированное заключение врача-психиатра о необходимости такого освидетельствования и другие имеющиеся материалы. В течение трех дней со дня подачи заявления судья единолично рассматривает заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке и принимает решение о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или об отказе в психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.

Заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя.

Заявление заинтересованного лица, считающего неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, подается в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Заявление о восстановлении утраченного судебного производства подается в суд, принявший решение по существу спора или вынесший определение о прекращении судебного производства по делу.

Жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (ст. 441 ГПК РФ).

В некоторых случаях подсудность определяется местом рассмотрения другого дела. Это так называемая подсудность по связи дел.

Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Иски третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, предъявляются в суд, рассматривающий первоначальный иск (это правило вытекает из смысла самого института третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора).

В некоторых случаях подсудность может быть определена по соглашению сторон (так называемая договорная подсудность), если только правила не установлены законом. Соглашение о подсудности должно заключаться исключительно в письменной форме. Оно может быть оформлено в виде отдельного документа или включено в виде соответствующего условия в иной договор (контракт, соглашение и т.п.).

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/vybiraem_sud_pravilno/6

Является ли суд юридическим лицом

Наталья Андреевна, юрист, спрашивает:

«1. Подлежит ли вновь создаваемый третейский суд государственной регистрации в свете вышедшего закона о третейских судах?

2. Является ли третейский суд юридическим лицом? Если да, то откуда это следует?»

Ольга Шевченко пишет:

«Мы создаем Третейский суд в городе Москве. Подскажите, пожалуйста, какой порядок регистрации. С какого момента будет создан Третейский суд? Каким образом уведомлять Арбитраж г. Москвы, какой отдел рассматривает этот вопрос? Как долго рассматриваются документы в Арбитражном суде? Нужно ли уведомлять суды общей юрисдикции?»

Романовский Александр из Санкт-Петербурга обращает внимание на различные неточности в комментариях новых законоположений:

«Из всего прочитанного на сайте и в законе сложно понять: может /должен ли регистрироваться третейский суд как юридическое лицо или это в принципе невозможно.»

На вопросы отвечает ВИНОГРАДОВА Елена Александровна

(1) Вопросы о регистрации, государственной регистрации третейского суда не имеют законодательных оснований.

Во-первых, в статье 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» регламентируется порядок образования и деятельности двух видов третейских судов: (а) постоянно действующих третейских судов; (б) третейских судов для разрешения конкретного спора. Отсутствие требования о государственной либо иной регистрации третейских судов обоих видов является квалифицирующим признаком общего правового режима третейского разбирательства споров, осуществляемого в соответствии с названным Федеральным законом.

Во-вторых, в основу части 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» положено очевидное разграничение между порядком создания образующих постоянно действующие третейские суды организаций – юридических лиц и «порядком образования постоянно действующих третейских судов» такими организациями.

Законодатель четко указал на то, что:

постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;

такая организация должна являться юридическим лицом;

«Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей» (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

Таким образом, под «образованием постоянно действующего третейского суда» закон понимает не создание и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством.

Ошибкой является отождествление «постоянно действующего третейского суда» с организационно-правовой формой образующей его организации — юридического лица.

(2) Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» не ставит образование постоянно действующего третейского суда в зависимость от выполнения предписаний части 4 статьи 3 этого закона, согласно которой:

«Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную деятельность на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с частью 3… [статьи 3] Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Следовательно, уведомительный характер имеет направление в компетентный суд копий:

решения об образовании постоянно действующего третейского суда;

положения о постоянно действующем третейском суде;

списка третейских судей» (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

Копии перечисленных документов направляются в арбитражный суд и/или в районный суд общей юрисдикции в зависимости от объема компетенции постоянно действующего третейского суда (круга споров, которые указаны в Положении о постоянно действующем третейском суде как отнесенные к его компетенции).

(3) Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например, в Арбитражный Суд г. Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияет.

(4) Не требуется и не следует вновь образовывать постоянно действующий третейский суд «в соответствии» с новым федеральным законом взамен ранее созданного и действовавшего на основании Временного положения о третейских судах для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г.

В случае приведения правил постоянно действующего третейского суда в соответствие с положениями нового федерального закона либо утверждения нового Списка третейских судей, рекомендуется принимать новую редакцию правил (уставов, положений, регламентов и др.) и списков третейских судей с указанием первоначальной даты образования постоянно действующего третейского суда.

Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакций таких правил, ни их направление в компетентные суды на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияют.

1 Третейский суд, рассматривающий определенные в законе споры в отсутствие между их сторонами третейского соглашения, предусмотрен в отношении внешнеэкономических споров Конвенцией «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» (Московской конвенции), круг участников которой сократился и по состоянию на 2000 г. включал РФ, Болгарию, Кубу, Монголию.

©АНО "Редакция журнала "Третейский суд"

Россия,, Санкт-Петербург, а/я 12

тел./факс: ; тел.

Источник: http://arbitrage.spb.ru/answers/2.html

Публичное право и экономика

Органы публичной власти как юридические лица

Большинство исследователей убеждено, и мы к ним присоединяемся, что, признавая государство субъектом гражданско-правовых отношений, его нельзя ставить в один ряде другими субъектами гражданскою права. В этом убеждает и анализ позиции органа публичной власти в гражданских правоотношениях. Напомним, что ГК РФ напрямую относит к субъектам гражданского права только государство и его территориальные единицы. Органы государственной (муниципальной) власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени соответствующих публично-правовых образований. Кроме того, они фигурируют в ГК РФ в своем традиционном качестве субъекта властвования (например, в ст. 279 и 426).

Косвенно из содержания ст. 120 ГК РФ (учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера) можно понять, что под созданными в управленческих целях учреждениями могут пониматься органы власти 1 В литературе высказано мнение о разделении понятий государственного учреждения и государственного органа: под государственным учреждением как субъектом административных правоотношений следует понимать государственную некоммерческую организацию, не являющуюся государственным органом (см.: Киселев Л.В. Административно-правовой статус государственных учреждений: понятие, элементы, особенности // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2007. № 6. С. 109). . При этом вопрос о необходимости для органа власти приобретения статуса юридического лица в кодексе не только не раскрыт, но и не поставлен. Отнесение того или иного государственного органа к юридическим лицам находится в компетенции его учредителя. Всю совокупность государственных органов нельзя свести ни к юридическим лицам, ни к образованиям вне организационно-правовой формы юридического лица.

На практике с начала 90-х гг. XX в. большинство органов публичной власти стремилось к обладанию статусом юридического лица, чему посвящена отдельная позиция в положении или ином статусном акте. И теперь большинство органов государственной власти и местного самоуправления являются юридическими лицами — например, все федеральные органы исполнительной власти, Управление делами Президента 2 Это общий подход – государственные органы, не являющиеся юридическими лицами, участвуют в гражданском обороте посредством создания различных органов в целях материально-технического и иного обеспечения их деятельности. . При этом ни Правительство РФ, ни его аппарат юридическими лицами не являются (но последний имеет гербовую печать). Другие государственные органы также имеют различный статус в гражданском праве: Счетная палата и Высший Арбитражный Суд РФ являются юридическими лицами, а Конституционный Суд РФ — нет; Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом. В уставах или законах субъектов РФ чаще всего содержится оговорка о том, что правительство обладает правами юридического лица (Правительство Москвы).

Иногда этот вопрос просто не раскрыт (например. Правительство Республики Башкортостан — высший исполнительный орган государственной власти республики). Иногда отмечаются более своеобразные образования при региональных правительствах — Совет администрации Красноярского края, который обладает правами юридического лица. Касательно других органов исполнительной власти нет единства мнений, категоричен лишь Закон Республики Татарстан — орган исполнительной власти Республики Татарстан обладает правами юридического лица. При этом ни в одном случае не уточняется, каким именно юридическим лицом является орган власти.

Этот ряд примеров из федеральной и региональной практики можно продолжать до бесконечности. Объяснение такой популярности обретения гражданско-правового статуса среди публичных органов довольно простое.

Первое. Гражданское законодательство признает сделками действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). В силу ст. 124 к юридическим лицам приравнены публично-правовые образования, но не их органы. Соответственно, воспринимая эту конструкцию в отрыве от ст. 125 ГК РФ, органы публичной власти, заключая элементарные договоры в целях удовлетворения имущественных потребностей, предпочли разрешить проблему в корне, став юридическими лицами. Кроме того, до становления казначейской системы органы публичной власти открывали счета в коммерческих банках, при этом гражданско-правовой договор банковского счета подразумевал, что клиент должен обладать всеми необходимыми атрибутами юридического лица.

Отношение к органам власти как к полноправным юридическим лицам закрепилось и в судебной практике. Например, в решении ВАС РФ от 19 ноября 2003 г. № 12358/03 государственные органы власти, являющиеся юридическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, и органы местного самоуправления отнесены к организациям согласно п. 2 ст. 11 НК РФ.

Второе. Процессуальное законодательство 90-х гг. XX в. стояло на жестких позициях признания сторонами экономического спора только юридических лиц. Так, Арбитражный процессуальный кодекс 1995 г. (в отличие от кодекса 1992 г.) не признавал органы власти сторонами спора, что порождало проблемы как для публичной, так и для частной стороны. Вопрос о том, обладает ли тот или иной орган власти признаками юридического лица, становился центральным во многих судебных тяжбах.

Новый АПК РФ 2002 г. признает возможность участия в процессе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица (ст. 27). На тех же позициях стоит и ГПК РФ (ст. 22 исковые дела с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления).

Таким образом, в 90-е гг. XX в. обладание правами юридического лица стало своего рода «проходным билетом» в новый имущественный оборот для властных структур. Однако строчка в положении о министерстве, признающая его юридическим лицом, не решает проблем, связанных с деятельностью таких юридических лиц, не ставит их на одну ступень с «нормальными» юридическими лицами, и это по-прежнему подчеркивается в литературе.

Во-первых, на органы государственной (муниципальной) власти не распространяются правила государственной регистрации, установленные ст. 51 ГК РФ (юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц). Органы власти не регистрируются в качестве юридических лиц.

Правда, юридические лица, создаваемые на базе государственной (муниципальной) собственности, такой регистрации подлежат. Более того. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит ст. 41 «Органы местного самоуправления как юридические лица». Органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Не распространяются на органы власти и правила ликвидации юридических лиц, в том числе правила банкротства. Банкротами нельзя признать также некоторые субъекты, созданные на базе государственного имущества, — казенные предприятия, а также некоторые государственные корпорации. При этом некоторые элементы института банкротства заимствованы при введении временной финансовой администрации в отношении субъектов РФ или муниципальных образований с целью восстановления их платежеспособности (гл. 19.1 Бюджетного кодекса РФ). Такое федеральное вмешательство, конечно, не ведет к ликвидации региона.

Общие правила реорганизации юридических лиц не распространяются на органы власти, хотя вопросов в связи с их реорганизацией возникает немало, например, в отношении правопреемства органов по управлению имуществом. По свидетельству практикующих адвокатов, в практике ряда окружных судов стали возникать дела, когда территориальные управления Росимущества, возникшие после принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, начали обращаться в суды с исками к арендаторам по договорам, заключенным Комитетами по управлению имуществом субъектов РФ. Например, Федеральный суд Поволжского округа отказал территориальному органу Росимущества в удовлетворении исковых требований в связи с недоказанностью правопреемства Комитетам по управлению имуществом в гражданско-правовых правоотношениях. В этой связи высказано мнение, что «правопреемство относится только к коммерческим организациям и не может рассматриваться универсально для публично-правовых органов».

Во-вторых, органам власти в законодательстве не отведена какая-либо организационно-правовая форма. Разумеется, гражданско-правовая категория «учреждение» удачно связала мостиком советский опыт деятельности государственных учреждений и организационно-правовую форму, в которую могут «поместиться» органы власти. Объем правоспособности государственного органа определяется положением об этом органе и бюджетным законодательством, устанавливающим порядок расходования денежных средств, направляемых на финансирование расходов этого органа 3 См.: Головизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 59-66. .

Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что органы публичной власти не имеют всех необходимых признаков учреждений, как это указывается в цивилистической литературе 4 См.: Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 29-30. (нет учредительных документов, неясно, кто является учредителем, нет общих положений об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ)).

Более того, системный анализ ст. 120 ГК РФ, Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»3, Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»4 и Бюджетного кодекса РФ убеждает в том, что органы публичной власти нельзя назвать даже бюджетными учреждениями, поскольку, согласно п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, положения, установленные применительно к бюджетным учреждениям «распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами». По существу, в отношении органов публичной власти применено то же допущение, что и в отношении публично- правовых образований в ГК РФ: публично-правовые образования действуют в гражданском обороте по правилам, установленным для юридических лиц, а органы публичной власти в бюджетных отношениях — по правилам, установленным для бюджетных учреждений.

В-третьих, органы власти могут выступать в гражданском обороте как от собственного имени, так и от имени публичного образования, и на практике это разграничение провести довольно трудно. Считается, что в первом случае органы власти вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством, для удовлетворения собственных нужд, а во втором — для удовлетворения нужд государства. Однако правомерность постановки вопроса о собственных нуждах государственного органа, отличных от нужд государства, вызывает сомнения. А разрешение вопроса, от чьего имени действовал орган власти, влияет на привлечение к ответственности по договорным обязательствам, а именно на определение надлежащего ответчика и источника удовлетворения взыскания. В Бюджетном кодексе РФ имущественная ответственность бюджетных учреждений ограничивается в сравнении с ответственностью иных, обычных участников оборота. Например, в случае уменьшения бюджетному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств другая сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

«Втискивание» субъектов с явной публичной составляющей в прокрустово ложе гражданско-правовых институтов, прежде всего юридического лица частного права, зачастую приводит к невозможности реализации принципа равенства сторон гражданских правоотношений, поскольку зависимость правоспособности публично-правового образования или субъекта, созданного на основе его имущества, от бюджетного финансирования ставит других — «частных» — контрагентов в заведомо невыгодное положение и устраняет устойчивость и предсказуемость гражданско-правового оборота. Представляется, что указанная зависимость цивилистических конструкций от публичной составляющей в условиях нестабильности бюджета создает субординационное положение между публично-правовыми образованиями и иными участниками гражданского оборота.

В-четвертых, в деятельности органов власти в рамках гражданского права принцип свободы договора не проявляет себя в полной мере. Заключению многих гражданско-правовых сделок предшествует обязательная организационная процедура, а выбор контрагента почти всегда происходит в режиме, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (т.е. на конкурсной основе). Специфика участия публично-правовых образований в гражданских отношениях подчеркнута в Определении КС РФ от 5 июля 2005 г. №«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Суд отметил, что указание в ГК РФ на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним могут быть не применимы положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, означает прежде всего, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые не применимы к государству, государственным и муниципальным образованиям (например, нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица и т.д.) в силу специфики последних, которая в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти.

Кроме того, для органов власти напрямую запрещено совершение некоторых сделок.

Так, Администрация Московской области оспорила в Конституционном Суде РФ конституционность ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 1015 ГК РФ, не указывающих в качестве доверительного управляющего ни Российскую Федерацию, ни субъекты Российской Федерации и прямо запрещающих государственным органам и органам местного самоуправления выступать в таком качестве. По мнению заявителя, это ограничивает право государственной собственности. Суд в Определении КС РФ от 1 октября 1998 г. №«По запросу администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации» указал, что по смыслу Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 34) одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

Конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публично-правовых образований: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц. Не могут они выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления (ст. 1018 и 1023 ГК РФ), что противоречит публично-правовой природе этих образований.

Вообще, положение о запрете совмещения властной и экономической деятельности появилось в антимонопольном законодательстве в 1995 г. Однако оно изначально подразумевало исключения, «предусмотренные законодательными актами РФ». Действующий Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» перенял эту норму, уточнив круг возможных исключений следующим образом: совмещение властных и хозяйственных функций может предусматриваться федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, — Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»».

Кроме того, имущественные права и обязанности могут порождать не только сделки, заключенные органами власти, но и административные акты, вследствие чего используются разные процессуальные средства реагирования на нарушения норм материального права.

Все эти «сложности» приводят некоторых к мнению, что за государственными (муниципальными) органами нельзя признать самостоятельную гражданскую правоспособность, а других — что косвенных признаков юридического лица у государственного органа достаточно для признания его таковым. То, что государственные «органы реализуют специальную правоспособность на базе закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления и их акты могут обжаловаться в суде, позволяет признать и их юридическими лицами, поскольку перечисленные признаки вполне соответствуют признакам юридического лица, указанным в п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ». В целом в литературе сформировалась точка зрения, согласно которой государственный орган должен иметь статус юридического лица (а не являться юридическим лицом) — компромисс административной формы и гражданского содержания.

По нашему мнению, из содержания ст. 125 ГК РФ вовсе не следует, что для выступления в гражданском обороте публичное образование или его представитель должны обладать правами юридического лица — на них уже распространены правила участия юридических лиц в имущественных отношениях. И по-прежнему актуальны слова А.В. Бенедиктова, что «каждый госорган, выполняя возложенные на него государством задачи и управляя предоставленным ему государством для этой цели имуществом, является самостоятельным участником административно-правовых отношений, т.е. субъектом административного права. В то же время отнюдь не каждый госорган является самостоятельным участником гражданско-правовых отношений, т.е. субъектом гражданского права (юридическим лицом)».

Действительно, основной характеристикой деятельности государственного органа остается компетенция; именно этот административно-правовой термин употреблен в ГК РФ. Компетенция (от лат. competentia — ведение, способность, принадлежность по праву) может означать: 1) круг вопросов, в которых данное лицо (или лица) обладает познаниями и 2) круг полномочий. Компетенция государственного органа — система полномочий этого органа по осуществлению государственной власти. Как считал Б.М. Лазарев, компетенция не всегда реализуется через конкретные правоотношения. Компетенция включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные управленческие задачи и функции (планирование, регулирование, контроль) применительно к этим объектам. Элементами компетенции являются не сами управленческие функции и не управляемые объекты, а право и обязанность осуществлять указанные в законе функции применительно к определенного рода объектам, право осуществлять предусмотренные законом формы управленческой деятельности.

Для нас принципиально важно то, что даже в гражданско-правовых отношениях государственный орган связан своей административной компетенцией. Как справедливо отмечено, чтобы обосновать возможность того или иного органа действовать от имени публично- правового образования, следует не устанавливать наличие или отсутствие юридической личности этого органа, а анализировать содержание его компетенции.

Понятие юридического лица — атрибут гражданского (частного) права. Акты же государственных органов или органов местного самоуправления затрагивают отношения в сфере управления, подпадающие под действие административного, т.е. публичного права. Поэтому наличие или отсутствие прав юридического лица не влияет на компетенцию органа.

Еще А.И. Елистратов предсказывал, что цивилистике суждено играть большую роль в развитии административного права. Давняя разработанность понятий в гражданском праве привлекает возможностью их применения к неизмеримо более молодой отрасли административного права. Но есть и опасность, когда гражданско-правовые понятия начинают казаться общими юридическими понятиями, а признаки вида ошибочно принимаются за признаки рода. Между тем «цивилистические понятия могут использоваться догмой административного права лишь постольку, поскольку они соответствуют его публичному характеру. Увлеченный цивилистикой до пренебрежения этим логическим требованием, публицист рискует принять особенности публично-правового отношения за его аномалии и оставить без надлежащего внимания то, что для данного вида юридических отношений наиболее характерно».

Соответственно публичное право должно принимать традиционные цивилистические конструкции (например, понятие юридического лица), но и наоборот — гражданское право должно a priori принять характеристику государства (публичного образования), даваемую административным и конституционным правом. Именно поэтому вызывает сомнение предложение сформулировать отраслевое гражданско-правовое понятие государственного органа — оно уже дано в публичном праве.

Источник: http://isfic.info/talap/publis18.htm